Из истории кашмирской шали

Шаль (перс.) — большой вязаный или тканый платок. В словаре Владимира Даля (середина XIX века) шаль определяется как «женский английский долгий платок на плеча, двойной плат. Некогда турецкие шали были в большом ходу». В XV веке в Кашмире началось производство первых шалей — квадратных накидок из пашмины, которые складывали треугольником и надевали на голову, полностью скрывая стан.

Кашмир — самый северный штат Индии. Покорение Европы кашмирские шали начали 200 лет назад. Первая шаль появившаяся в Европе была послана Наполеоном, ведущим военные действия на ближнем Востоке своей жене Жозефине. Шаль была соткана из загадочного для европейцев материала: ткань была невесомой, ее прикосновение к коже оставляло ощущение нежности и тепла, а вытканные и вышитые узоры напоминали тени райского сада. Присланный Наполеоном подарок так понравился Жозефине, что она не преминула появиться в нем перед парижским высшим светом .Жозефина Богарне имела около 400 шалей, каждую из которых можно было продеть сквозь золотое кольцо. Она носила их на платьях, использовала как покрывало и даже делала лежанку для своей собачки. Вскоре во Франции началось производство шалей из разных материалов. Шаль дала рождение своим модным последователям — широкому палантину и более узкому шарфу, появляясь то в зимнем варианте для защиты от холода, то становясь практически невесомой и служа лишь для красоты. Шаль оставалась в моде до коронации Луи-Филиппа, когда англичане стали выпускать дешёвые подделки. Но всё же это были дорогие вещи, доступные не всем. Однако предлагался и более экономичный вариант из тонкой шерсти, вытканной из козьего пуха, сделанный ручной набойкой. Для истории европейской моды это событие стало поворотным. Началось настоящее «шалевое помешательство», а традиционный элемент индийского орнамента «Пейсли» или «Огурец» актуален до сих пор. На протяжении последних 209 лет кашмирскими шалями восхищаются, носят, коллекционируют.

808. «Костюм паризьен», 1811г. Вечерний туалет дополняет кашемировая шаль.

Отличительная особенность кашмирских шалей, которые в Индии называют кано или джамвар – это материал и техника изготовления. Сырьем для изготовления нитей служил пух гималайских горных коз. Особо ценился пух диких коз, который собирали с кустарников во время линьки животных. Из пуха прялись тонкие нити, которые позволяли создавать ткани большой плотности. Затем нити подвергались крашению, использовались только естественные красители.Техника ткачества была чрезвычайно трудоемкой, работа над одной шалью обычно длилась значительно больше года. Весь орнамент ткался вручную на небольшом горизонтальном станке без челнока, при помощи деревянных шпулек тоджли. Нити, создающие орнамент, проходят не по всей ширине ткани, а только там, где требуется определенный цвет узора. Благодаря своеобразной технике ткачества орнамент имеет характерную форму с зубчатыми контурами. С конца 18 века, в орнаменте шалей стал использоваться мотив бута, который постепенно стал самым распространенным и узнаваемым украшением кашмирских шалей. В создании одной шали порой участвовало более 12 человек. Черно-белый рисунок создавал мастер, труд которого особо ценился и высоко оплачивался.
Затем рисунок раскрашивал «мастер цвета» «Мастер узора» переводил образец в специальную, исполненную кодовыми значками запись талим – непосредственное руководство для ткачей. Существуют указания в литературе, что талим зашифровывался в музыкальном произведении, инструментальном или вокальном. Ткачи были наиболее низко оплачиваемы, несмотря на их удивительное мастерство. Ткачами в Кашмире были исключительно мужчины.

Подобные шали стали популярными в Европе и явились эффектным дополнением женского костюма. Настоящие кашмирские шали были очень дороги, поэтому в уже в конце 18 века их имитировали на европейских фабриках. Их орнаменты были примитивнее и материал уступал по качеству кашмирской шерсти. С середины 19 века подлинные кашмирские шали практически лишились внешнего рынка. Длительность процесса ткачества одной шали побуждала искать способы его сокращения. Так возник метод сшивания одной шали из нескольких меньших частей, при этом швы были настолько искусно выполнены, что заметны лишь только при пристальном рассматривании. Другим усовершенствованием в плане быстроты производства стала вышивка, которая довольно точно имитировала ткачество. Кашмирская вышивка касида известна во всем мире. Изящная, разнообразная и очень сложная в выполнении, эта вышивка создавалась мастером главным образом по памяти, часто без эскиза и предварительной разметки на ткани. У вышивки дорукха, наносимой на шали или сари, не бывает изнаночной стороны – настолько тонко и точно выполняет свою работу мастер.

Кашмирские или кашемирские шали пошли из северо-индийского штата Кашмир, это название уже давно стало общеупотребительным. Считается, что изначально в Кашмире начали разводить тонкорунных коз и делать из их шерсти шали, шерсть, естественно, использовали всю, но шерсть с горла коз была очень длинной и шелковистой, поэтому шали из такой шерсти ценились очень высоко и носить их стали не пастухи, а махарани, а позже и европейские аристократки. Именно эта шерсть с горла и называется пашминой, как и шаль из нее. Такие шали не только ткались в ручную, но еще и расшивались замысловатыми узорами и орнаментами. Технология ткачества, в результате которой шаль имела с 2 сторон одинаковый рисунок разного цвета известна в Индии, по-видимому, довольно давно и распространена повсеместно. Шали из шелка и шерсти до сих пор ткут на ручных станках, все остальные делают уже фабричным способом. Шерстяные шали подобные тем, что висят в музеях под названием кашмирских изготавливают в северных штатах. На их производство идет качественная шерсть, благодаря чему они получаются тонкими, легкими и теплыми, но матовыми в отличие от переливчатых пашмин.

Шали, сделанные из нежного пуха гималайской козы, поражают воображение тончайшей, выполненной натуральным шелком ручной вышивкой. На создание 1 такой шали у кашмирских мастеров уходит от 2 и более лет. Все шали производятся в единственном экземпляре, цвет шали и рисунок вышивки практически никогда не повторяются. Хотя основное предназначение кашемировой шали в том, чтобы нас согревать, кашемир — очень модный и роскошный материал. Очень красивые, теплые и мягкие шали из кашемира славятся превосходным качеством шерсти, а их утонченный дизайн и необыкновенные узоры создают самыми искусными мастерами. Самые теплые и красивые шали и пашмины попадают к нам из долины Кашмира — одного из самых живописных уголков Индии. Кашмирская вышивка — настоящее искусство. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на традиционную кашмирскую двустороннюю шаль (dorukha). Прикосновение мягкой шали шахтуш (shahtoosh) можно сравнить только с ласками любимого или теплой морской волны.В переводе с персидского «shahtoosh» означает «королева шерсти», и это определение идеально подходит для описания этой ультратонкой шерсти, которая гораздо мягче, чем ангора, пашмина и кашемир. Шали шахтуш настолько невесомы и тонки, что их можно пропустить через кольцо среднего размера, поэтому их нередко называют «шалями кольца».

Источник:

http://www.liveinternet.ru


 

Наши партнеры

Свежие комментарии

    Подписаться на RSS