Приглашаю в мир платков — 1 часть

Немного исторических фактов о платках.

В поисках истоков

Желание повязать что-то себе на шею возникло у человека с не­запамятных времен. Нетрудно представить себе, что узкие поло­сы ткани, которые ткали древние люди, служили в том числе и для защиты шеи и тела от непогоды. Точное время, когда люди начали повязывать себе на шею полосу ткани, неизвестно. Не сохранилось даже никаких преданий или легенд о людях, ко­торые первыми стали носить шейные платки и галстуки. Но на основе дошедших до нас произведений искусства можно пред­положить, как изменялся вид платка в ходе исторического разви­тия. Рисунки с изображениями египетских фараонов, созданные около 4 тысяч лет назад, свидетельствуют о том, что полоса тка­ни на шее имела скорее практическое или эстетическое назначе­ние.

Еще одно историческое свидетельство того, что в древние вре­мена люди тоже носили шарфы, — это колонна Трояна в Риме около площади Венеции. Изоб­ражения 2500 воинов повествуют о важнейших событиях войны против варваров на востоке, многие из этих воинов имеют не­кое подобие шарфа. У некоторых он повязан на манер ковбойских платков, другие аккуратно запра­вили его под броню. Вероятно, как и многие аксессуары, изна­чально платок был элементом во­енной формы.

Другие источники указывают на то, что платки и шарфы имеют отношение к религии.  Встречаются древнекитайские статуи Будды в неком подобии шарфа, но не туго обтягивающего шею, а свобод­но и красиво наброшенного на плечи. У многих народов шарф — принадлежность религиозного костюма. Например, еврейский таллит— украшенный кистями платок для молитв. Древнеримский па­лантин подчеркивал авторитет оратора, и даже в наши дни католи­ческий священник, перед тем как облачиться для службы, целует палантин.

Наряду с ритуальным использованием платков и их практичес­ким назначением в качестве утилитарной защиты от холода, сол­нца и ветра, безусловно, было еще и желание украсить себя, вы­делиться и продемонстрировать свой статус.

Украшение одежды

Но со временем платки и шарфы все больше и больше станови­лись только украшением одежды. На модных акварелях XVIII и XIX веков мы видим изящные белые шелковые шарфы дам, в эпоху ампира платки и шали были неотъемлемой частью костюма. Шелковые или кашемировые шали были обязательны в любом наряде. Кроме того, в те галантные времена шаль была и допол­нительным оружием кокетки.

Знаете ли вы, что постоянно ведущий войны Наполеон подарил своей Жозефине сотни шалей? Платья тогда шили из такого не­жного материала, что шаль была просто необходима для защиты от холода. А еще платки были просто очень красивы. И раньше, и теперь платок — элемент многих национальных костюмов, как женских, так и мужских.

Другие страны, другие обычаи.

В некоторых странах платок жил своей самостоятельной жизнью, кое-где эти традиции живы и до сих пор.

Прежде классический римский наряд из большого платка — то­гу — носили мужчины.

Но самый красивый пример использования куска ткани для живо­писного одеяния — это традиционное сари, широко распростра­ненное в Индии и в наше время. Без всякого кроя, без единого шва и закрепляющих узлов, только с помощью драпировки вокруг всего тела полотнище ткани превращается в платье. Сари сопровождает индийскую женщину всю ее жизнь: простое —для работы, струяще­еся шелковое, ярких цветов и с золотыми нитями —для праздника. Мягкие складки постоянно находятся в движении и придают женщи­не грациозный и привлекательный внешний вид.

Во многих теплых странах обернутый вокруг всего тела платок — единственная одежда человека. При этом больше всего фанта­зии проявляют женщины. Они каждый день создают новые моде­ли, экспериментируя с платка­ми разных размеров и расцветок и повязывая их каж­дый раз на новый лад. Немалую роль здесь играют и традиции, которые проявляются как в узорах, так и в способе драпи­ровки и завязывания узлов.

Больше всего фантазии в об­ращении с платками проявля­ют полинезийские женщины. Они всегда находят новые спо­собы, как завернуться в парео и завязать узлы. Хорошие при­меры использования платков — и бу-бу из Сенегала, и канга из Кении. Способы их драпировки и узлы напоминают парео, традиционные цвета и узоры совсем другие.

Магия шарфа

Такой знакомый и любимый нами шарф, который и греет, и защи­щает, и украшает, появляется только в XIX веке среди богемы. Артисты балета использовали длинные развевающиеся шарфы, чтобы подчеркнуть динамику движения. Шарф появился и на живописных полотнах: в конце 1880 года Тулуз-Лотрек многократно изображает шарф на плакатах. Среди богемы стали популярны длинные шарфы.

Настоящее триумфальное шествие шарфа началось после изобре­тения кинематографа. Вспомним Марлен Дитрих или таких звезд пятидесятых, как Мерилин Монро, Грейс Келли, Бриджит Бардо, которые соблазнительно позировали перед камерами с платками и шарфами. Такие кутюрье, как Коко Шанель, Гуччи, Унгаро, сдела­ли платок или шарф модным аксессуаром. Квадратный лоскут тка­ни они превратили в элегантную деталь гардероба с превосход­ным дизайном и роскошными красками. Асам платок стал настоящим произведением искусства.

Простой квадрат ткани или броский акцент?

Платок может представлять собой нечто большее, чем простой квадратный кусок ткани, который носят на шее. Стоит ему только попасть в умелые руки, и он превратится в головную повязку, тюрбан, бюстье — Вам уже приходилось любоваться женщиной, украсившей себя, на первый взгляд, небрежно повязанным плат­ком? Тогда вам, безусловно, хочется узнать, в чем секрет того, что это выглядит так непринужденно и гармонично. То, что кажет­ся тайной, — на самом деле всего лишь небольшой фокус, уме­лый узел, который придает всему платку такую изысканность. Завяжите узел правильно — и платок никогда не соскользнет. Даже если вы считаете, что у вас нет навыка в выполнении того или иного узла, вам потребуются два-три движения рук, немного тренировки — и вы убедитесь в обратном. Обернутые зимой во­круг головы и шеи платки и шарфы в первую очередь защищают от холода и ветра. Но это еще не все. Нельзя забывать о декора­тивности большой, непринужденно наброшенной на плечи шали или забавно повязанного вокруг головы платка.

В следующей статье я расскажу Вам о платках: как, когда и где их носить.

Вы так же можете ознакомиться с другими статьями на эту тему

  • Закрытие Недели моды в Тольятти
    11 ноября 2012 г. в Тольятти состоялось закрытие модных показов известных марок одежды и аксессуаров Fashion Week Тольятти. В ТРК "Русь-на-Волге" в Экспо-центре прошло модное дефиле. В показах прин...
  • Юбилей модного дома KENZO.
    Добрый день, уважаемые читатели блога http://street-fashion-guide.ru! Мировая мода отмечает 40-летие модного дома KENZO! Эффектным напоминанием миру об этом событии стало грандиозное шоу, которы...
  • Выставка платков во Владимиро-Суздальском музее
    Выставка платков 10 июля открылась в музее г.Владимира. Коллекция платков и шалей в собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника достаточно обширна и разнообразна, она насчит...
  • Выставка авторских платков Мадины Газиевой
    Выставка коллекции женских платков «Чеченские истории в шелках» оренбургского дизайнера Мадины Газиевой прошла в Государственной галерее им. А. А. Кадырова в Грозном с большим успехом. Всего в эксп...
  • С днем Знаний!
    1 сентября - День знаний! Школьники, родителя и учителя волнуются, собираясь на торжественную линейку. Нарядные дети, красивые букеты цветов, улыбки и слезы родителей, провожающих первоклассников в...
  • Мода — верхняя одежда для полных
    Вне зависимости от комплекции, каждая женщина старается при помощи одежды выглядеть шикарно. Если правильно подобрать верхнюю одежду, то эта задача очень быстро будет решена. Многое зависит...
  • Павловопосадские платки — легенда русской моды
    Платок павловопосадский - как атрибут русской культуры, как бренд, как традиционная часть моды. Какие они бывают - павловопосадские платки, что сделало его таким родным узнаваемым и в то же время ...


 

Наши партнеры

Свежие комментарии

    Подписаться на RSS