Композиция пухового платка

Сегодня хотелось бы рассказать о композиции оренбургского платка.

Ажурный пуховый платок или паутинка изначально имел традиционную трехчастную композицию. Каждая часть была связана с прямоугольной формой платка и имела определенное функциональное назначение. Композиция ажурного платка состояла из середины (центрального поля), решетки и каймы. Край каймы с середины ХХ века обрамляется зубцами, которые сегодня составляют его четвертую, заключительную часть.

Центральная часть платка несет основную декоративную нагрузку, что связано с функциональной необходимостью выделить именно ее. Благодаря симметрично расположенным орнаментальным формам при перегибании платка сохраняются четкость и порядок декоративного решения центрального поля.  Решетка и кайма как две орнаментальные рамки окружают основное поле платка. Решетка заполняется узором, напоминающим решето, отсюда ее название. Решетка представляет собой легкую ажурную ленту, разделяющую две, достаточно плотно заполненные части. Широкая орнаментированная кайма заключает всю композицию платка  в единый замкнутый комплекс.

Узор ажурной паутинки

При ношении на плечах узорный декор в виде ромба на серединной части платка образует своеобразный ажурный воротник или пелерину. Он хорошо читается сзади, а кайма, проходя по краю платка, своим декоративным решением поддерживает центральный мотив. Но спереди, на спускающихся углах платка, нетронутая складками кайма становится орнаментальной доминантой.

Появление зубцов было предопределено самим процессом создания паутинки. В прошлом платок обрамлялся бахромой, короткими кистями, «махрами», как говорят оренбургские вязальщицы. Подобное решение вполне закономерно, так как край вязаного полотна, из-за мягкой фактуры, требовал завершения из эстетических соображений. После стирки, чтобы придать ажурному полотну форму, платок натягивался на пяльцы. От натяжения на гвозди полотно вытягивалось, и край получал контурное зигзагообразное завершение, имеющее своеобразный декоративный эффект. В процессе ношения край выравнивался, а пуховые кисточки бахромы, даже будучи короткими, быстро скатывались. Постепенно зигзагообразный эффект закрепили техническим исполнением. На смену кисточкам или просто ровному краю пришли вывязанные зубцы. Зубцы сохраняют край паутинки и свою форму на протяжении всего времени использования изделия.

Что касается теплого пухового платка, то в его композиции также присутствует традиционное деление на три части: середина, обвязка и кайма. Середина и четыре каймы вяжутся отдельно, а в последующем соединяются обвязкой.  Обвязка и кайма богато орнаментируются, отделяясь от плотного безузорного фона середины. В оренбургском теплом платке центральное поле оставляют свободным от ажура, исходя из целесообразности и логики создания теплого, защищающего от холода изделия. Край теплых платков оформляется простыми шалевыми зубчиками.

Край теплого пухового платка

До сегодняшнего дня не утрачены простота и конструктивная четкость композиционная структуры оренбургского пухового платка. Основа осталась без изменений. Но богатый опыт оренбургских пуховниц позволяет создавать уникальные и неповторимые знаменитые оренбургские платки.

(по материалам книги Ирины Бушухиной «Оренбургский пуховый платок»)


 

Наши партнеры

Свежие комментарии

    Подписаться на RSS