Оренбурский пуховый платок.Вязание.Истоки.

ИСТОКИ
Традиция платочного вязания уходит корнями в
далекие времена, когда и нить,- символ солнечного луча, и ее
естественная окраска, и узоры орнаментов, и даже само ажурное
поле платка были полны сакрального смысла.
Итта Рюмина

Традиционное  ажурное платочное  вязание возникло на Оренбургской земле.Как оказалось впоследствии,  эта техника,  не имеет себе подобной в декоративном искусстве, так как своим рождением обязана не имеющему аналогов рукотворному чуду, ставшему источником творческого вдохновения, предметом внимательного изучения и активного творческого освоения автором.

Это чудо — оренбургский пуховый платок, прославленный, воспетый, вызывающий восторг и удивление своей красотой. Его зримая, осязаемая невесомость, созданная искусными руками мастериц, — гимн неисчерпаемому богатству талантов народа, его творческой фантазии и умелым рукам.
В его волшебных узорах ассоциативно отражается все многообразие окружающей среды, грусть и радость, самобытная душа мастериц -вязальщиц. В ажурной дымке оренбургского платка угадываются вихрь метели и снежные равнины, морозные узоры на окне и раздольные песни степного края (фото 1,2).
оренбургский пуховый платок

оренбургский пуховый платок

Истоки возникновения оренбургского пуховязального промысла неразрывно связаны с почти трехсотлетней историей освоения Оренбуржья.
Первые упоминания об изделиях из козьего пуха появились еще в конце XVII века. Казаки-переселенцы, наладив торговые отношения с местным населением скотоводов-кочевников, заимствовали у них обычай изготавливать предметы одежды из мягкого шелковистого козьего пуха. С приходом казаков в эти места появился и новый способ добычи пуха путем вычесывания, а не стрижки коз. как это было раньше. Изделия при этом получались мягче, легче и теплее. Параллельно с увеличением потребности в козьем пухе развивалось и пуховое козоводство.
Где и когда из грубой «глухой» вязки изделий степных народов появились украшенные ажурным узором платки, история умалчивает. Можно лишь предположить, что однажды казачки, или прибывшие сюда еще до освоения Оренбуржья мастерицы, знавшие приемы круже-воплетения, догадались в платочную вязку ввести кружевной узор.
С тех пор оренбургские пуховые платки вызывают неизменный интерес и имеют прочный успех, появляясь на различных всероссийских и международных выставках и ярмарках. Архивные материалы сохранили имена тех, кто стоял у истоков пуховязального дела и способствовал развитию пуховязального промысла. Так, П. И. Рычков, известный русский ученый, историк, географ, тщательно изучивший историю, жизнь и быт кочевников и козоводов степного Оренбуржья, еще в 1766 году ратовал за необходимость и важность организации пуховязального промысла для экономики Оренбургской губернии.
Его жена. А. Д. Рычкова, долго живя вместе с мужем среди местного населения, терпеливо приучала казачек и крестьянок к вязанию. За эту бескорыстную работу, а также за связанные ею платки в 1770 году Вольное экономическое общество наградило ее золотой медалью.
«За шали из козьего пуха», представленные мастерицей М. Н. Усковой на Всемирной выставке в Лондонене в 1862 году, она была награждена золотой медалью и дипломом.
Пропагандистка и защитница народного искусства С. А. Давыдова,  1931 году побывав в Оренбургском крае,  убеждала   в  необходимости   «поддержания этого промысла, а равно, и о развитии козоводства»…
Но, несмотря на столь убедительные и обоснованные выводы о важности и целесообразности, пуховяза-ние и козоводство не получали сколько-нибудь заметной поддержки от царских властей.
Развиваясь стихийно, держась на энтузиазме и материальной заинтересованности населения, пуховязание как промысел обозначилось уже в конце прошлого столетия и распространилось на территориях восточнее Оренбурга.
Исторически сложившиеся центры пуховязания — села Желтое, Ду-биноака, Черкассы, Черный отрог. Пречистенка, Верхние Чебеньки существуют и поныне; их мастерицы передают из поколения в поколение все ценное, наиболее удачное, оригинальное в пуховязании. За долгие годы здесь образовались целые династии пуховязальщиц.
Вязание платков на дому для оренбургских казачек и крестьянок V было важным, дающим заработок занятием, часто сопряженным с трудностями. Так, нередко не хватало сырья, связанные платки не всегда удавалось продать и окупить свой труд. Вынужденное сотрудничество с перекупщиками часто отражалось на качестве платков. Поэтому назрела необходимость объединить кустарей-пуховязальщиц в артели, обеспечивающих мастериц заказами и сырьем.
Такие артели, начинав с 1926 года, создавались повсеместно, а в 1938 году на их базе образовался Комбинат оренбургских пуховых платков, объединяющий пуховя-зальные производства на местах. Его деятельность была основана на принципе коллективного творчества при сохранении, укреплении и развитии исторически сложившихся традиций. Экономическая политика Комбината строилась на глубоком понимании специфики пуховязаль-ного промысла, предполагающей при увеличении количества изделий и внедрения новшеств сохранение качества и художественных достоинств традиционного пухового платка, творческого роста мастериц-надомниц.
В сохранении и развитии пуховязального дела в Оренбуржье боль-шую роль сыграла и деятельность прославленной п ухо вязальщицы О. А. Федоровой. Так. в 1959 году она возродила сложнейшую, почти забытую  трехцветную  «паутинку», тем самым, сохранив для истории этот уникальный образец пуховя-зальной техники.
Будучи художником Комбината,  она неутомимо заботилась о том. чтобы пуховые платки не теряли своей художественной ценности и традиционных качеств оренбургского пуховязания, чтобы традиции промысла   имели  свое  продолжение и развитие. Для этого она привела в стройную систему все элементы  л и орнаменты узоров, отобрала и усовершенствовала наиболее применяемые из них, что значительно отразилось на качестве платков ручного вязания.
Благодаря усилиям многих поколений людей, живших и живущих на богатейшей Оренбургской земле, сохранилась, по выражению писателя Н. Струздюмова «вся эта пухово-ажурная красота…, которая досталась нам в наследство». Красота, в основе которой — национальная а художественная традиция, — до стойный предмет восхищения, внимательного изучения и активного творческого освоения.

 

Наши партнеры

Свежие комментарии

    Подписаться на RSS