Из истории производства павловопосадских платков

Добрый день, уважаемые читатели блога http://street-fashion-guide.ru!

Сегодня мы хотим рассказать об истоках технологии изготовления павловопосадских платков. Как известно яркие, набивные шали получали изначально методом ручной набойки. Ручная набойка – один из видов искусства художественного оформления тканей. Печатным рисунком украшали льняной и конопляный холст, шерстяные, шелковые, а позднее и хлопчатобумажные ткани. Из набивных тканей шили сарафаны и юбки, изготовляли занавеси, скатерти и многие другие изделия.

Ручная набойка узор на ткани восходит к распространенным ремеслам Древней Руси, известным еще в XI веке.  В XIX веке существовало два вида набойки: наиболее любимая кубовая и старинная — масляными красками, которую наносили резными досками на влажный холст — набивали. Кубовую выполняли методом резервирования. Наносили досками рисунки на ткань вапой (глиной с клеем и купоросом) и затем выдерживали  в растворе синей краски индиго (реже фон делали черным, коричневым, вишневым). Затем вапу смывали и получали синий холст, отличавшийся большой прочностью окраски, с неокрашенным суровым или белым рисунком. Масляными красками рисунок наносился в два-три цвета. Иногда оба способа совмещались, и на кубовой набойке можно встретить, кроме резервов, цветной — красный, оранжевый, зеленый орнамент.

При выполнении набойки узор наносили на ткань с помощью специальных печатных досок (манер), имеющих резной плоскорельефный рисунок. Наряду с резными манерами использовали доски с вбитыми в них гвоздиками, проволочками, поставленными на ребро пластинами металла. Печатную форму с такими элементами применяли для нанесения рисунка графического характера. Делали манерки и с комбинированными элементами рисунка, когда резной орнамент дополняли детали из металла. При выполнении многоцветного узора подбирали соответствующее число манерок. Для каждой краски делали специальную печатную форму, с помощью которой печатали определенный фрагмент узора. В оформлении сложных по цвету и орнаменту штучных изделий количество манерок доходило до 60 и более. Отпечаток наносился на натянутую на длинном столе ткань посредством ударов по доске кулаком или деревянным молотком-киянкой. Отсюда термин — «набойка».

В России ручная набойка была в основном одноцветной с четким графическим рисунком. Однако, во второй половине XIX в. появились шерстяные и полушерстяные набивные платки и шали с растительным орнаментом (производство таких платков было организовано в Московской области в Павловском Посаде).

Особенно тонкой и интересной была в прошлом набойка в Узбекистане, Таджикистане, Грузии, Армении, где этим способом изготавливали платки, шали и другие виды  изделий. Сохранившиеся образцы и сейчас привлекают внимание богатством орнаментации, сложной цветовой гаммой и тонкостью технического исполнения. Красители для печати использовали только натуральные, приготовленные самими мастерами, поэтому каждый цвет имел множество оттенков, дополняющих друг друга

Ручная набойка давно ушла из нашего быта. Ее заменили изделия фабричного производства. Лишь в отдельных регионах Закавказья выполняют шелковые платки (калагеи), технология изготовления которых близка к ручной набойке.

В настоящее время производят синие  набивные скатерти, рисунок на которые наносят с помощью манерок. В этих изделиях возрождена старинная технология, восстановлены бытовавшие ранее рисунки.

набойная скатерть


 

Наши партнеры

Свежие комментарии

    Подписаться на RSS