В Тольятти в краеведческом музее прошла выставка оренбургских пуховых платков. На ней были представлены изделия как ручной работы известных мастериц Оренбуржья, так и платки Фабрики оренбургских пуховых платков. Много интересной информации можно почерпнуть, посетив эту выставку.
Оказывается, в IX веке все платки подразделялись на две категории – «платок ажурный легкий» и «платок теплый тяжелый». И только в архивных документах 20-х годов XX века встречается первое упоминание ажурного платка под названием «паутинка».
Также можно узнать, что еще в первой половине XX века платки делились на различные виды: восьмисотка, семисотка и т.д. Плотность вязания платка была такова, что 100 петель составляли 30 см. И определяющим для вязальщицы являлся не размер изделия, а количество петель. Большие платки, более 700 петель, назывались бисерными, поскольку размер петли должен был быть очень маленьким, бисерным, чтобы платок оставался прочным. Маленькие, шейные платки, размером менее 400 петель, назывались «Катетка».
Также одной из составляющих пуховязального промысла была и остается чистка пуховых изделий. Так, для Оренбургского Успенского женского монастыря чистка пуховых платков являлась одной из самых доходных статей бюджета. За год через монастырскую мастерскую проходило от 7 до 10 тысяч пуховых изделий. Это был очень тяжелый, изнуряющий труд. За время стирки и полоскания монахини до 18 раз меняли воду. Тяжелый, влажный и загрязненный воздух в мастерских очень плохо сказывался на здоровье женщин. Сушили платки, натягивая их на раму в теплой горнице, которая отапливалась даже летом, поскольку для качественной сушки пуховых изделий требовалась определенная температура.
Очень интересна история про купцов, которые, чтобы оценить качество паутинки, снимали с себя массивные перстни и протягивали сквозь них платки. Отсюда и пошла традиция продевать в кольца паутинки.
На выставке можно узнать не только об истории оренбургского пуховязального промысла, но приобрести чудесные ажурные и теплые платки ручной или фабричной работы.