История оренбургского пухового платка

Есть в нашей стране нечто такое, что славит нас на весь мир, делает уникальными и узнаваемыми. Причем делает это уже несколько веков подряд. Два как минимум. И это, конечно, знаменитый оренбургский пуховый платок.

Сведения о палантинах из козьего пуха начали появляться еще в конце XVII века. По одному из преданий, первые прибывшие на Урал русские были удивлены тому, как играючи калмыкские и казахские джигиты справляются с лютыми уральскими морозами. Даже в сильную стужу и трескучий мороз, когда и толстый тулуп-то плохо грел, те скакали по бескрайним степям в легкой с виду одежде из козьих шкур и войлока. А потом узнали казаки, что секрет кроется в поддёвке – под шубейками скотоводы-степняки носили телогрейки и платки, связанные из мягкого пуха. Их предприимчивые русские стали выменивать на чай и табак.

Изначально платки были без каких-либо прикрас, выполняли лишь утилитарную функцию: сохранить тепло хозяину. Но когда за их изготовление взялись казачки, все изменилось. Знавшие кружево и вышивание, они стали использовать в вязке мотивы богатой Уральской природы. И достаточно быстро слава об оренбургских «утеплителях» вышла за пределы региона. Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами завоёвывал все новых почитателей.

Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха и на необходимость разведения специальной породы пухоносных коз, был Петр Иванович Рычков (1712–1777) – первый член-корреспондент Академии наук, историк Оренбургского края. Свои наблюдения и результаты проделанного им опыта по очистке и обработке пуха он опубликовал в 1765 году в «Трудах Вольного Экономического общества». Чуть позже его жену Елену Денисовну наградили золотой медалью за отличное исполнение пуховых изделий.

Но настоящая известность к оренбургскому платку пришла в XIX веке. Рукодельницы стали получать международные награды. Заморские купцы приезжали в российскую глубинку за пухом знаменитых коз. Иностранные компании попытались было наладить производство в Европе и даже Южной Америке. Они перевозили оренбургских коз за тысячи километров, но спустя пару-тройку лет после переселения животные теряли свои отменные качества, и их пух уже не отличался особой теплотой. Видимо этим козам подходил исключительно морозный уральский климат.

Смирившись с данностью, иностранцы стали закупать пух из Оренбуржья. Изделия в тот момент приобрели такую популярность, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, даже делала на них пометку «имитация под Оренбург».

Ряды пуховязальщиц в губернии быстро пополнялись. В 1908 году на территории Оренбургского казачьего войска этим промыслом было занято более 12000 казачек, изготовлявших ежегодно свыше 35 000 пуховых платков. А уже через два года общее число увеличилось до 20 568 человек.

Изготовление платка – процедура сложная и кропотливая. На вязку одного теплого изделия в среднем уходило около 257 часов, а на изготовление ажурного – «паутинки» – 195 часов.

Для начала из пуха выбирались волосы и другие заметные глазу примеси. Затем, чтобы отделить короткие волокна, делали первый прочёс на двухрядной гребенке. Потом пух промывали в мыльной воде и сушили на свежем воздухе. В сухом чистом виде его прочесывали ещё 2—3 раза, пока не появлялся блеск. И только после этого пух пряли и переходили к непосредственному изготовлению платка.

Чистка готового платка (последний пункт в изготовлении) – тоже ответственная операция. Дело с том, что изделие до чистки имеет очень неприглядный вид: оно грязное, на ощупь липкое и маслянистое. Чтобы очистить, его клали в таз с теплой мыльной водой, причем не тёрли между рук, а только полоскали и очень осторожно выжимали.

После стирки платок, или одновременно несколько платков, натягивали на специально приспособленную раму и просушивали в натоплённом помещении.

В XX веке в Оренбурге основали фабрику пуховых платков. Мастерами цеха становились рукодельницы знаменитых пуховязальных районов. Использование машин открыло новые варианты для экспериментов и фантазии: на пуховые изделия фактически стало возможно наносить любые узоры за короткое время. Серединка платка вязалась даже лучше, чем вручную.

Снова, как и в XIX веке, оренбургский платок оказался в центре внимания, на этот раз в пределах СССР. Прибыть из Оренбурга без пухового «чуда» на полном серьёзе считалось неуважением.

Кстати, как говорят эксперты, переход на машинное производство не снижает специфических качеств, присущих оренбургским платкам. Более того, оно делает их еще более совершенными, а вместе с тем и более дешевыми, а, значит, доступными для широких кругов населения.

По заключению специалистов, оренбургский пуховый платок – историческая художественная ценность. Несмотря на большой размер – как правило 210 х 210 сантиметров – «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо.

Источник: http://1743.ru/news/7960

 


 

Наши партнеры

Свежие комментарии

    Подписаться на RSS