Времена, когда мужчины зарабатывали деньги, а женщины занимались хозяйством и растили детей, — далеко в прошлом. Но для женщины балансирование между профессиональной самореализацией и семьей превратилось в отдельную проблему, которую не у всех успешно удается решать. Психологи дают несколько советов, как попробовать достичь гармонии между семьей и работой.
- Равномерно распределяйте дела по дому. Совместное выполнение мужем и женой домашних обязанностей – ключ к успеху. Весь груз поддержания чистоты, наведения порядка, приготовления еды и воспитание детей не должен ложиться на хрупкие женские плечи. Если доход в семью приносят и муж, и жена, то вполне логично, чтобы о домашнем уюте они тоже заботились вместе.
- Выделяйте время для супруга. Пренебрежение личной жизнью – серьезная помеха счастливому и долгому браку. Не следует забывать о совместном отдыхе с мужем. Согласитесь, один раз в месяц детей можно оставить на вечер с кем-то из родственников и сходить куда-нибудь развеяться. Или просто посидеть перед телевизором, но обязательно наедине.
- Устраивайте семейные ужины. В своих исследованиях американские ученые установили, что дети из семей, где по вечерам все собираются за одним столом, лучше учатся в школе и гораздо реже пробуют наркотики. Плюс подобная практика позволяет привлечь домочадцев к приготовлению пищи и сервировке. Кроме помощи по дому вы получаете дополнительный шанс пообщаться с детьми. Только не ограничивайтесь дежурным вопросом «как дела в школе?», старайтесь завязать полноценный диалог. Это поможет вовремя заметить проблемы, беспокоящие ребенка, быть в курсе его отношений и возможных конфликтов со сверстниками или педагогами.
- Заведите ежедневник. С напряженным графиком нетрудно иногда забыть о некоторых из своих обязательств – по работе или связанных с личной жизнью. Наличие ежедневника поможет лучше планировать все свои дела и досуг.
- Планируйте, все что возможно. Научитесь грамотно распоряжаться собственным временем. Стоит выработать привычку все планировать и готовиться ко всему заранее. Заранее можно:
— решить, что будете готовить в течение недели, и, возможно , отвести кулинарии один из выходных – тогда в рабочие дни еду можно будет просто разогревать.
— составить список продуктов на неделю, и походы по магазинам будут занимать меньше времени.
— подобрать несколько комплектов одежды и повесить на отдельные вешалки – вы избавите себя от необходимости решать, что надеть, на несколько дней вперед.
— очертить фронт работ по дому – например, определиться, как часто вам необходимо протирать пыль, мыть пол, пылесосить и т.д. Отведите для каждого из этих занятий конкретные часы.
Таким образом, даже с жестким графиком работы вовсе не обязательно отказываться от обычных прелестей семейной жизни – если научиться грамотно распоряжаться своим временем. Чем меньше «сюрпризов» будет вас поджидать, тем больше времени будет оставаться на родных и близких людей.
Борис Неволин