Келагаи — национальный азербайджанский платок

Одним из неповторимых элементов азербайджанского национального женского костюма является келагаи. Этот платок в своем роде уникален, потому что изготавливается только в Азербайджане.

Келагаи — это не просто предмет одежды. За многие века он приобрел даже символическое значение, благодаря символике и узорам, украшающим это произведение народного искусства.

Считается, что с помощью келагаи, его цвета, орнамента и способа повязывания можно объясниться в любви, попросить прощения, помириться, обозначить свой социальный статус. Если объединить несколько узоров, можно даже зашифровать послание. Цвет тоже можно выбрать на любой вкус. Красный келагаи по традиции накидывают невесте на голову. Платок скрывает ее лицо и окутывает фигуру.

По традиции, которой более 2 тысяч лет, келагаи должен быть квадратной формы, но сегодня выпускаются и келагаи прямоугольной формы. Платки келагаи традиционно имеют форму квадрата и определенный размер — 150х150 или 160х160 см. Считается, что это своего рода модуль келагаи, который делят на четыре части и получают удобный платок для ежедневной носки. Иными словами, его поверхности достаточно, чтобы покрыть и голову, и плечи.

В наше время келагаи делают разных размеров — прямоугольной формы в виде шарфов, или по форме квадрата, только размерами поменьше.

Платок изготавливают из натурального шелка. В прежние времена этим ремеслом занимались только мужчины, но сегодня в этом процессе участвуют и женщины.

Орнамент на келагаи наносится с помощью специальных форм из дерева или стали, красители используют только натуральные, поэтому платки не блекнут даже через много лет.

На протяжении веков кялагаи был неотъемлемой частью наряда азербайджанской женщины. Еще в 5-6 вв. в Мингячевире носили шелковые платки со следами золотошвейной вышивки — прообраз кялагаи.

Азербайджан в XVII веке являлся крупной шелководческой областью Ближнего Востока, а Ширванская провинция — главным районом шелководства Азербайджана. Важнейшими центрами производства шелковых тканей в Азербайджане были и Шамахы, Гянджа, Шеки, Шуша. Здесь производили удивительные по тонкости, изысканности и красоте узоров, ткани, шелковые женские головные платки и др. Особенно Шеки издавна славился изделиями из шелка. Итальянский путешественник Марко Поло еще в 13-ом веке отмечал красоту таких шелковых платков в Шамахы и Барде.

Много любопытных сведений оставили такие английские путешественники, как Р.Джон-сон, Т.Олкок, Дж.Рении, Р.Чини и другие. Голландец Я.Я.Стрейс, побывавший в Азербайджане в середине 17-го века, сообщал, что на базаре в Шамахы «много хороших и крытых рядов со многими лавками, где продают меха, шелк, вытканные серебром и золотом платки…»

Существовали кялагаи на разные случаи жизни, а при его ношении даже существовали возрастные и социальные различия: пожилые женщины носили более темные цвета — черные, темно-синие, молодые же более яркие — белые, бежевые, ярко-голубые и др. Кялагаи разноцветной окраски пользовались большей популярностью.

В каждом регионе страны его повязывали по-своему. В некоторых местах кялагаи завязывали поверх косынок, предварительно собрав волосы льном или марлей. В сельской местности из платка и намотанного на него кялагаи состояла чалма.

Кялагаи прошлых лет отличались от современных своим рисунком или орнаментом. Наиболее древним и распространенным сюжетом на кялагаи было изображение пары птиц (павлин), а причудливые рисунки с изображением листьев и цветов перекликались со сложными геометрическими узорами. Излюбленными растительными мотивами являлись роза (гызыл гюль), нарцисс (наргиз), гвоздика (гярянфиль), мак (лалэ), лилия (занбаг), ирис (сусян) и цветы фруктовых деревьев граната, айвы, алычи, а также колосьев (сюнбюль) и листьев различных форм.

Геометрический узор состоял из прямых и ломаных линий, зигзагов, треугольников, четырехугольников, шести- и восьмигранных розеток, ромбиков, звездочек и символического изображения солнца. Орнамент рисунка кялагаи в различных областях Азербайджана отличался друг от друга: для Абшерона и Шеки характерен крупный массивный узор, в Шамахы преобладал мелкий рисунок, в Гяндже, Газахе и Карабахе наблюдалось одновременное распространение мелкого и крупного рисунков.

И по сей день в Азербайджане жива традиция производства кялагаи. Центром его является Баскал — живописное селение близ Шамахы.

В Баскале при изготовлении кялагаи используются только натуральные красители, производимые из растений, коры деревьев, цветов. Например, из обычной луковой шелухи получается краска особенного золотистого оттенка.

Изготовленные в Баскале кялагаи пользуются большим спросом как у иностранцев, так и у местных любителей фольклора. Сюда специально приезжают на экскурсии — понаблюдать за процессом «рождения» кялагаи и заказать себе эксклюзивный платок со своим именем.

А в декабре 2014 года азербайджанский келагаи был включен в список ЮНЕСКО — соответствующее решение было принято в Париже на заседании комитета по охране культурного наследия.

Источник: http://news.day.az/culture/750315.html

Вы так же можете ознакомиться с другими статьями на эту тему

  • История азербайджанского платка — кялагаи
    Сегодня мы расскажем об истории, изготовлении и особенностях азербайджанского национального женского головного убора – кялагаи (азерб. kəlağayı), который внесен в список нематериального культурного...
  • Музей платка в Павловском Посаде
      Существует в подмосковном городе Павловский Посад необычный музей. Полное и официальное его название – Музей истории русского платка и шали. Музей совсем молодой – ему чуть больше ...
  • Акция «Солдатский платок»
    В каждой российской семье чтут память о своих отцах и дедах, матерях и бабушках, которые на фронте и в тылу ковали победу. Время неумолимо движется вперёд, с каждым годом участников Великой Отечест...
  • Павловопосадские платки в интерьере
    Павловопосадские платки - это такой исконно русский аксессуар, который будоражит умы многих дизайнеров. Рождалось и рождается сейчас немало идей, как использовать павловопосадский платок в одежде, ...
  • Выставка «Платок ажурный легкий»
    Выставка "Платок ажурный легкий", подготовленная Музеем истории религии совместно с Оренбургским областным музеем изобразительных искусств, проходит  с 31 октября в ГМИР. Центральным "персон...
  • Когда и как носить галстук или бабочку
    Галстук и бабочка – одни из самых распространенных мужских аксессуаров. Для некоторых мужчин галстук – это способ самовыражения, для других – это «удавка», от которой они избавляются сразу же, как ...
  • Фестиваль русского костюма в Ярославле
    В Ярославле открылся VII всероссийский фестиваль «Русский костюм на рубеже эпох». В нем принимают участие более 200 модельеров и около 40 мастеров кукол из 22 регионов страны. Впервые фестиваль ...

 

Наши партнеры

Свежие комментарии

    Подписаться на RSS