От шейных платков до галстуков

От римских легионеров до британских денди, от короля Людовика XIV «Солнце» до современных городских пижонов — шейный платок знаменит как прообраз галстука и в разное время являлся элементом экипировки солдат, атрибутом дворянского сословия, а также неотъемлемой деталью английского и французского костюмов XIX века.

 Первые упоминания о шейных платках датированы эпохой Древнего мира. В Египте и Китае он являл собой символ знати, а римские легионеры использовали его в качестве обязательного элемента военной униформы. Позднее, в период Нового времени, Людовик XIV «Король-солнце», будучи главным законодателем французской моды, ввел шейный платок в светскую плоскость и способствовал его популяризации на территории континентальной Европы. В середине XVI века монарх «подглядел» этот элемент одежды на обмундировании хорватских наемников. Если верить истории, французы, указывая на шейный платок, спрашивали хорватов: «Что это?». Те в ответ, не понимая чужого языка и наивно полагая, что интерес проявлен к их национальной принадлежности, отвечали на своем: «Croat» (хорват). После этого прообраз галстука в Европе именовали не иначе как «кроат» или «крават». К слову, в современном украинском языке галстук называют «краватка».

 Хитрые островитяне, Джордж Брамелл и его «удар смычком»

В состав классического костюма шейный платок вошел благодаря известному британскому денди и законодателю моды времен Регентства Джорджу Браммелу. Последний ежедневно проводил перед зеркалом едва ли не по шесть часов, изощряясь над завязыванием шейного платка и возводя утренний туалет в ритуал. «Это наши неудачи», — сетовал лакей Браммела, глядя на кучу смятых платков, разбросанных на полу. Непосредственно техника завязывания платка была крайне остроумной: «Для начала Браммел поднимал воротник сорочки, который был настолько большим, что в расправленном виде закрывал ему голову и лицо. Накрахмаленный шейный платок при этом торчал спереди по крайней мере на фут широким концом вниз. Затем следовал первый „удар смычком“: сложив воротник, он задирал голову вверх и, стоя перед зеркалом, медленно и постепенно опускал подбородок, чтобы на платке образовались естественные складки. Когда платок таким образом достигал требуемой формы, он совершенствовал его складки, поправляя рубашку, и наконец, заключительным быстрым движением делал узел из узких концов». Для того, чтобы придать платку на шее устойчивость, а его форме должной комбинации, Браммел накрахмаливал ткань.

Модный фетиш, Бальзак и «Neckclothitania»

До Браммела мужской платок зачастую неаккуратно болтался петлей на шее, форме же узла и вовсе почти не придавали значения. Вслед за денди «платочным фетишем» заболели не только лондонские, но и все европейские, модники. Молодой Оноре де Бальзак изучал разные типы узлов на платках и даже написал под псевдонимом Ле Блан целый трактат, в котором перечислил 39 способов завязывания галстука. Соответствующие инструкции содержала также брошюра книгоиздателя Стокдейла «Neckclothitania, or Tietania», который вовремя уловил модные тенденции. На фронтисписе были изображены наиболее типовые на 1818 год узлы: Ориентальный, Математический, Осбальдестон, Наполеон, Американский, Почтовая карета, Трон Любви, Ирландский, Бальная комната, Конский Хомут, Охотничий, Махараджа, Гордиев узел, узел «Бочка». До нашего времени из числа названий узлов, указанных в «Neckclothitania» дошел лишь один — «четвертной» (ffour-in-hand). Также трактат содержал исчерпывающие рекомендации по сочетанию цветов платка и узлов с теми или иными элементами одежды.

Помимо эстетической составляющей, шейный платок носил и практическое значение, а в частности он позволял оставить в чистоте ворот рубашки. В наши дни это по-прежнему актуально, но шейный платок играет все же роль аксессуара, отвечая на вопросы скорее «внешнего» характера.

 

Современный шейный платок: моветон или комильфо?

Вне всяких сомнений галстук вытеснил шейный платок как элемент делового и даже светского дресс-кода. Во многом этому поспособствовал XX век — эпоха полистилизма и классовая унификация. Однако история не похоронила платок на своих задворках, в наши дни он продолжает иметь место в качестве аксессуара, а, к примеру, в среде творческой интеллигенции является даже своего рода маркером.

С профессиональной точки зрения шейный платок, ровно как шарф и галстук, относится к классу аксессуаров. Он не претендует на статус «элемента одежды» в силу незначительности своих размеров. Математическим языком выражаясь, шейный платок занимает слишком малую площадь от общей площади образа, чтобы декларировать собой что-либо значимое, если только он не яркого, акцентированного цвета. Рассматривая же значимость, основную информацию о человеке раскрывают принт, орнамент и цвет аксессуара.

Сегодня различают несколько основных видов классического мужского шейного платка. В основном они отличаются формой, размером и способом завязывания узла. Самый распространенный — Аскот — назван в честь одноименной деревушки в Великобритании, где в XVIII веке проходили известные по всей Европе скачки на лошадях. Это наиболее «земной» вариант платка, он представляет продолговатый собой кусок материи, по краям срезанный наискось. Повязать его довольно просто: платок накидывается на шею, концы его пересекаются на груди. Далее правый конец закладывается за левый снизу и продевается через кольцо в районе горла, после чего концы выравниваются и закладываются под рубашку, а узел расправляется в районе горла. В современных магазинах, к слову, представлены упрощенные виды Аскота — суженные с одного края, с петлей конце. Чтобы повязать упрощенный Аскот, нужно всего лишь пропустить один край в петлю, затянуть и продеть его вверх в кольцо у горла, далее инструкция повторяет пункты классического аналога.

Фуляр — более сложный французский вариант Аскота. Отличается большей длиной, около 1 метра, и способом фиксации, который заключается в обматывании вокруг шеи и закреплении концов при помощи узла на булавку. Фуляр подойдет не только к сорочке, но и к неклассическим элементам одежды — кардиганам, клубным вариантам пиджака и т. д.

Еще один вид — Пластрон — принципиально отличается от двух предыдущих. Пластрон более широкий на концах и зауженный посередине. Закрепляется на шее, помимо узла, при помощи булавок и брошей. Распространен так называемый свадебный пластрон — архаическая замена галстуку. Занимает внушительную часть груди и повязывается обычно под пиджак (над рубашкой).

Современные тенденции, общественная мысль, тотальный индивидуализм и полная свобода самовыражения развязали руки дизайнерам, они экспериментируют с шейными платками, шарфами и их производными во всех мыслимых и немыслимых плоскостях. Аутентичные шейные платки остаются для мужчин признаком личной позиции — привязки к историзму или элитарности, у женщин же все гораздо проще.

 

Звездные любители шейных платков

Икона стиля и самый эпатажный романтик музыкального мира Девид Боуи обожал шейный платки. На протяжении всей карьеры он использовал этот аксессуар в качестве элемента сценического костюма и образа Зигги Стардаста.

Не раз был замечен с платком на шее главный спортивный модник — Девид Бекхэм. Шейные платки часто появлялись в линейках одежды David & Victoria Beckham.

Стоит отметить, что в целом многие знаменитости, в том числе и российские, любят щеголять в свете с платками и шарфами. Тем более, что каких-то ограничений по возрасту эти аксессуары не предусматривают.

Источник: http://yarcube.ru/leisure/style/64786.php

 


 

Наши партнеры

Свежие комментарии

    Подписаться на RSS